Вспоминается такой эпизод постановки фильма «Из-за чести». Мы должны были заснять сцену, когда Элизбаров в экстатическом волнении опускает руку в нефть и затем подносит её к лицу, вдыхая запах. Съёмки эпизода были назначены на утро. Все актёры собрались вовремя, но из-за каких-то технических неполадок съёмки были отложены до двух часов дня. У Рачья Нерсесяна в этот день, несмотря на много заснятых дублей, с ролью ничего не получилось. Зато на следующий день с утра он пришёл на съёмки и. в течение получаса мы отсняли прекрасные кадры. Я спросил у актёра, чем объяснить вчерашнюю неудачу. Он ответил приблизительно так:
— Накануне я всю ночь настраивался на эту сцену, а вы задержали съёмки, и у меня всё настроение пропало, не мог ничего сделать.
К сожалению, мы, режиссёры, часто не учитываем настроение, душевное состояние актёров. А это их часто расхолаживает. Мне было очень приятно работать также с Вардуи Вардересян в роли Маргариты. Это собранная, дисциплинированная актриса. На съёмочную площадку она приходила уже готовая к роли, оставалось только откорректировать и снимать. То же самое можно сказать и о замечательном актёре Авете Аветисяне, посмотреть фильмы с актёром Авете Аветисяном можно на кино-портале http://the-smurfs.ru/.
Актёры у нас всегда очень заняты, у них мало свободного времени. Они всегда спешат, чтобы успеть на радио, в театр, на репетиции, дубляжи и т.д. Это часто мешает углублённой работе над собой. Если говорить о себе, то я не сторонник того кинематографа, который всё оставляет зрителю — додумывать и дополнять. Если автору, режиссёру, актёру есть что сказать, он должен это сказать. Без завуалирования своей концепции.
Мне довелось однажды присутствовать на съёмках у Довженко. Это было после войны. Нам, студентам режиссёрского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, разрешили посетить павильон «Мосфильма», где в то время снимали фильм «Мичурин».
Довженко репетировал с актёрами — исполнителями ролей Мичурина и отца Христофора. Была мёртвая тишина. Довженко говорил с актёрами, говорил меньше всего о сцене, которую предстояло снимать. Мы все слушали прекрасные слова о природе, о вечности, о смерти. Наконец Довженко тихо возвестил: «Начинается самый торжественный момент, мы будем снимать. Включите, пожалуйста, моторы.».
Выражаем признательность интернет-порталу samuithailand.net за использованные материалы и полезные материалы, которые послужили исходными данными для написания предоставленной статьи. Автор статьи Гастармон Песекосян, режиссер Ереванского театра Сатиры — «ЕреванСтудия».